Качество дизельного топлива, как определить
Как самостоятельно проверить качество дизеля и избежать заправки некачественным топливом
Дизтопливо – один из основных видов топлива для автомобилей с дизельным двигателем, некоторых промышленных и энергетических установок. Качество дизельного топлива играет важную роль в эффективности и безопасности работы силовых агрегатов. Рассмотрим основные параметры нефтепродуктов, а также проблемы его загрязнения, несоответствия нормативным требованиям.

Что работает на дизтопливе

Дизель используется для работы двигателей внутреннего сгорания, которые устанавливаются в грузовых автомобилях, автобусах, поездах, кораблях, электрических генераторах. Это горючее содержит углеводороды, полученные из сырой нефти.

Как уже отмечалось, служит топливом для автомобилей, которые позволяют нам с легкостью передвигаться. Еще дизтопливо применяется для отопления зданий, генерации пара и для других промышленных процессов.

Для чего проверять дизельное топливо

Многие ошибочно полагают, что в проверке дизель не нуждается. Конечно, если вы покупаете его на автозаправочных станциях и в небольших объемах, то вероятность получить некачественный продукт крайне мала. Но на рынке много подделок. Недобросовестные продавцы с радостью воспользуются возможностью продать большую партию горючего плохого качества.

Поэтому, если вам необходимо приобрести дизтопливо в больших объемах, нужно проверять его перед покупкой. Проверка дизтоплива выполняется для безопасности, а также надежности работы техники. В числе основных причин выполнения данной процедуры:


  • Исключить наличие примесей. Топливо бывает загрязнено водой, грязью, металлическими частицами или другими примесями. Эти примеси повреждают детали силового агрегата, снижают его эффективность.
  • Минимизация риска износа фильтров. Фильтры могут быстро износиться при использовании загрязненного горючего.
  • Недопущение проблем с системой впрыска. Если в горючем содержится вода или другие примеси, это приводит к повреждению компонентов системы впрыска, снижению эффективности работы мотора.
  • Экономия дизтоплива. Чистое и качественное дизтопливо обеспечивает высокую эффективность работы двигателя, снижает расход. Проверка горючего поможет выявить проблемы, которые уменьшают эффективность работы силового агрегата.
  • Обеспечение безопасности. Если горючее загрязнено, это повышает риск пожара или взрыва, особенно в случае применения в условиях высокой температуры или давления.
Проверка поможет предотвратить нежелательные последствия, связанные с использованием загрязненного или некачественного дизельного топлива.

Основные показатели качества

В числе основных показателей качества продукта:

Фракционный состав

Фракционный состав – один из основных показателей качества нефтепродуктов, включая дизель. Он определяет количество и долю разных углеводородных компонентов в горючем, его физические и химические свойства, включая температуру кипения, плотность, вязкость.

Фракционный состав дизтоплива определяется методом дистилляции, при котором оно нагревается, испаряется. Разные компоненты горючего имеют разную температуру кипения, поэтому при дистилляции они выделяются в разные фракции. Фракционный состав определяется анализом количества, состава каждой фракции.

Конкретные требования к фракционному составу дизтоплива могут различаться. Все зависит от стандартов, регуляторных норм. Дизтопливо должно иметь определенный диапазон фракций, соответствующих назначению, установленным нормам.

Например, для хорошего воспламенения, эффективности сгорания, горючее должно содержать определенное количество фракций с температурой кипения от 180 до 360 градусов Цельсия. Еще важно, чтобы фракционный состав был стабильным, то есть соответствовал определенным требованиям.

Цетановое число

Один из основных показателей качества дизельного топлива, который описывает его способность к детонации или воспламенению в дизельных двигателях. Цетановое число определяется специальным тестом, при котором сравниваются характеристики сгорания дизтоплива. Чем выше цетановое число, тем быстрее происходит сгорание горючего, что обеспечивает более эффективную работу дизельного двигателя.

Международные и национальные стандарты устанавливают минимальное значение цетанового числа. В разных странах этот показатель может меняться. Это зависит от климатических условий, других факторов. Например, в Европе минимальное значение цетанового числа обычно составляет 51, а в США - 40.

В России установлены следующие нормы цетанового числа:
  • для зимнего дизтоплива - не менее 45;
  • для летнего - не менее 52.
Эти нормы установлены ГОСТом Р 52368-2005.

Вязкость и плотность

Определение качества дизельного топлива включает проверку вязкости и плотности. Это два основных показателя, которые определяют качество продукта.

Вязкость - способность горючего перетекать по выбранному сечению с определенной скоростью. Вязкость дизельного топлива зависит от температуры. Чем выше этот показатель, тем труднее перекачивать и транспортировать дизтопливо. Например, зимой дизтопливо может становиться более вязким, что приводит к затрудненному запуску двигателя, повышенному износу. При низкой вязкости получается слабая струя, что ухудшает горение и снижается мощность двигателя. Поэтому надо выбирать горючее с оптимальной вязкостью для конкретных условий эксплуатации.

Плотность горючего, измеряемая в килограммах на кубический метр (кг/м³). Значения плотности дизтоплива варьируются в диапазоне 820 – 845 кг/м3, при 15°С. Это также важный показатель качества. Плотность изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Чем она выше, тем ниже ее плотность и наоборот, чем холоднее, тем плотность будет выше.

Чем выше плотность дизтоплива, тем больше его энергетическая плотность, что обеспечивает более высокую эффективность применения. Однако высокая плотность приводит к проблемам. Высокая плотность указывает на наличие в горючем большого количества тяжелых фракций. Это приводит к ухудшению испаряемости горючего, а в двигателе может накапливаться нагар.

Содержание серы

Какое качество у дизельного топлива, зависит от содержания серы. Сера — это естественный компонент нефти и газа, который при сжигании образует оксид серы (SOx). Он вреден для атмосферы, может вызывать кислотные дожди, другие экологические проблемы. Поэтому международные и национальные стандарты устанавливают ограничения на содержание серы в горючем.

Снижение содержания серы приводит к уменьшению износа моторов, повышению их эффективности, снижению эксплуатационных расходов. Однако более низкое содержание серы приводит к увеличению стоимости дизтоплива, требованиям к его обработке, транспортировке.

В России действуют ограничения на содержание серы в дизтопливе. С 1 июля 2020 года введены новые стандарты качества, согласно которым максимально допустимое содержание серы не должно превышать 10 мг/кг. До этого действовало другое ограничение на содержание серы - 50 мг/кг. Новые стандарты были введены для уменьшения экологической нагрузки на окружающую среду, улучшения качества горючего.

Наличие воды

Наличие воды в дизтопливе – еще один показатель его качества. Вода может попадать в горючее при перевозке, хранении нефтепродуктов. Наличие даже небольшого количества воды приводит к разным проблемам в работе мотора, например:

  • Коррозия металлических деталей в топливной системе.
  • Образование льда в системе топливоподачи в холодную погоду, что может привести к затрудненному пуску двигателя или его остановке.
  • Снижение качества смазывающих свойств горючего, что может привести к износу деталей силового агрегата, повышенным эксплуатационным расходам.

Наличие воды в дизтопливе определяется разными методами. Их достаточно много. Международные стандарты устанавливают ограничения на содержание воды. Например, по регламенту ДТ Евро-5, номинальное содержание воды в дизтопливе составляет 200 мг/кг. Данное ограничение устанавливается для бесперебойной работы топливной системы, предотвращения ее износа, безопасности перевозки, хранения нефтепродуктов.

Температура помутнения

Это температура, при которой начинает происходить образование кристаллической структуры парафина, вызывая помутнение при охлаждении в установленных условиях. Это важный показатель качества дизтоплива, особенно для стран с холодным климатом.

При низких температурах парафины, которые содержатся в горючем, начинают выпадать, вызывая помутнение. Это приводит к затрудненному пуску мотора или его остановке, поэтому нужно выбирать дизтопливо с подходящей температурой помутнения для конкретных условий эксплуатации.

Для разных регионов мира существуют разные требования к температуре помутнения. В России максимально допустимая температура помутнения для зимнего дизельного топлива не менее:

  • летнее: −5°С, (умеренная климатическая зона);
  • зимнее: −25°С (умеренная климатическая зона).
В других странах, например, Канаде или Скандинавских странах, максимально допустимая температура помутнения более низкая.

Температура вспышки в закрытом тигле

Температура вспышки в закрытом тигле — это температура, при которой дизтопливо начинает испаряться, образуя пар. Показатель важен для оценки безопасности транспортировки, хранения дизтоплива, для безопасности его использования.

В России максимально допустимое значение температуры вспышки в закрытом тигле для горючего класса "ЕВРО":

  • Летнее ДТ: Плотность: не более 860 кг/м³. Температура вспышки: 62 °C.
  • Зимнее ДТ: Плотность: не более 840 кг/м³. Температура вспышки: 40 °C.
  • Арктическое ДТ: Плотность: не более 830 кг/м³. Температура вспышки: 35 °C.
Чем выше температура вспышки в закрытом тигле, тем более безопасным считаются нефтепродукты в эксплуатации. Однако слишком высокая температура вспышки негативно влияет на качество сгорания горючего в двигателе, на его мощность.

Как проверить качество дизельного топлива

Чтобы проверить качество дизтоплива, используется:

Лабораторный анализ

Это наиболее точный способ проверки качества дизтоплива. Для лабораторного анализа необходимо взять пробу горючего из резервуара или из бака ТС, доставить ее в лабораторию.

В лаборатории проводятся анализы на основе определенных методик, позволяющих определить разные показатели качества: содержание серы, вязкость, плотность, температура вспышки, температура помутнения, цетановое число, др.

Результаты лабораторного анализа позволяют точно определить соответствие дизельного топлива установленным нормам и требованиям, выявить наличие возможных примесей, загрязнений. Это важно для надежной работы силовых агрегатов, предотвращения их поломок.

Однако лабораторный анализ достаточно дорогой. Требует времени на получение результатов, поэтому часто используются более доступные методы проверки качества: осмотр, с помощью бумажного фильтра и др.

Особенности забора проб

Забор пробы горючего для проверки его качества – это важный этап при диагностике. Неправильный забор пробы приводит к неточным результатам, неверной интерпретации состояния горючего. Рассмотрим особенности забора проб:

  • Инструменты. Для забора пробы необходимы чистые и сухие емкости, специальные инструменты, например, ручной насос, сосуды для забора, др.
  • Место забора. Проба берется из самого нижнего слоя топлива в резервуаре или баке автомобиля. Это связано с наличием в верхних слоях жидкости примесей, которые не характерны для всего ее объема.
  • Объем пробы. Объем пробы должен быть достаточным для проведения всех необходимых анализов. Обычно это 500-1000 мл.
  • Хранение, транспортировка. Проба должна храниться в чистой и сухой емкости, чтобы избежать контакта с влагой, другими загрязнениями. Транспортировка пробы проводится с особой осторожностью, чтобы избежать возможного повреждения емкости, утечки горючего.
  • Частота забора. Регулярный забор проб позволяет контролировать состояние дизтоплива, своевременно выявлять любые отклонения от нормы. Частота забора зависит от особенностей эксплуатации техники, других факторов.

Самостоятельная проверка

Самостоятельная проверка качества дизельного топлива может проводиться при помощи простых методов и инструментов, которые доступны каждому владельцу машины. Основные способы самостоятельной проверки:

  • Внешний осмотр. Горючее должно быть прозрачным, без видимых примесей, механических включений. Если в нем заметны какие-либо исключения, необходимо обратиться к эксперту для проведения лабораторного анализа.
  • Оценка запаха. Продукт должен иметь специфический запах, обусловленный его составом. Если запах слишком необычный или просто неприятный, это может указывать на низкое качество.
  • Фильтр топливной системы. Инспектирование фильтра также поможет выявить проблемы в части качества дизтоплива. Если фильтр засорен, это может указывать на наличие примесей, загрязнений в нем.
  • Расход. Если расход топлива стал значительно выше, чем обычно, это может свидетельствовать о проблемах с его качеством или составом.
  • Холодный пуск. Плохое качество горючего вызывает проблемы при холодном пуске двигателя, так как низкое качество затрудняет его запуск.

    Способы самостоятельной проверка качества дизеля

    Рассмотрим подробнее способы самостоятельной проверка качества дизеля:

      Визуальный осмотр

      Один из самых простых способов самостоятельной проверки качества дизтоплива — это осмотр. Для этого не требуется никаких специальных инструментов или оборудования. Процедура осмотра состоит из нескольких шагов:

      1. Заполнить прозрачный стеклянный сосуд до половины объема горючим. Лучше использовать чистый сосуд, чтобы исключить возможность загрязнения жидкости.
      2. Рассмотреть топливо на наличие видимых примесей. Дизель должен быть прозрачным, без видимых механических включений. Если заметны какие-либо примеси - грязь, пыль или другие частицы, это может указывать на низкое качество.
      3. Оценить цвет. Обычно дизельное топливо имеет светло-желтый или зеленовато-желтый цвет. Если его цвет отличается от обычного или имеет неестественную окраску, это также может указывать на низкое качество.
      Осмотр поможет выявить явные проблемы с качеством горючего, однако он не может обнаружить скрытые отклонения от нормы. Поэтому для более точной оценки необходимо использовать более совершенные, детальные методы проверки.

        С помощью бумажного фильтра

        Один из самых простых способов самостоятельной проверки качества дизтоплива — это осмотр. Для этого не требуется никаких специальных инструментов или оборудования. Процедура осмотра состоит из нескольких шагов:

        1. Заполнить прозрачный стеклянный сосуд до половины объема горючим. Лучше использовать чистый сосуд, чтобы исключить возможность загрязнения жидкости.
        2. Рассмотреть топливо на наличие видимых примесей. Дизель должен быть прозрачным, без видимых механических включений. Если заметны какие-либо примеси - грязь, пыль или другие частицы, это может указывать на низкое качество.
        3. Оценить цвет. Обычно дизельное топливо имеет светло-желтый или зеленовато-желтый цвет. Если его цвет отличается от обычного или имеет неестественную окраску, это также может указывать на низкое качество.
        Осмотр поможет выявить явные проблемы с качеством горючего, однако он не может обнаружить скрытые отклонения от нормы. Поэтому для более точной оценки необходимо использовать более совершенные, детальные методы проверки.

          С помощью марганцовки

          Еще один способ самостоятельной проверки качества дизельного топлива – использование марганцовки. Марганцовка — это раствор калия перманганата в воде, который можно приготовить самостоятельно. Для проведения процедуры проверки необходимо:

          1. Приготовить раствор марганцовки. Для этого развести 1 грамм калия перманганата в 100 мл воды. Хорошо перемешать, чтобы полностью растворить кристаллы.
          2. Сделать забор небольшого количества горючего в стакан или прозрачную бутылку.
          3. Налить марганцовку медленно и аккуратно в стакан с жидкостью.
          4. Оценить цвет раствора. Если раствор остался ярко-фиолетовым или розовым, то топливо чистое. без примесей. Если же цвет раствора стал более бледным, например, светло-розовым, то топливо может содержать примеси или воду.

          Проверка качества дизельного топлива с помощью марганцовки не может дать полной информации, так как марганцовка не покажет содержание серы или других вредных примесей. Еще этот метод не дает точный результат при низких температурах, так как при низких температурах кристаллы калия перманганата выпадают из раствора.

            Проверка плотности с помощью ареометра

            Один из способов самостоятельной проверки качества дизеля — это проверка его плотности с помощью ареометра. Для этого необходимо:

            1. Залить дизельное топливо в прозрачную стеклянную колбу или цилиндр.
            2. Погрузить ареометр в топливо. Он должен свободно плавать.
            3. Записать показания прибора.

            У ареометра предусмотрена шкала, показывающая плотность топлива при определенной температуре. По этим показаниям можно определить плотность дизтоплива. Еще необходимо учитывать температуру окружающей среды, так как плотность топлива меняется в зависимости от температуры.

              Признаки того, что вы заправились некачественным топливом

              На низкое качество топлива могут указывать следующие признаки:

                Ухудшение динамики

                Один из признаков того, что вы заправились некачественным дизелем – ухудшение динамики автомобиля. Если после заправки машина стала хуже разгоняться, теряет мощность на подъемах или не может развить максимальную скорость, это может указывать на проблемы с качеством дизтоплива.

                Некачественное горючее содержит примеси, которые засоряют систему питания двигателя, приводят к снижению эффективности его работы. Примеси вредят деталям системы впрыска топлива – форсункам. Это приводит к снижению производительности силового агрегата. Если вы заметили ухудшение динамики автомашины после заправки, лучше обратиться к автослесарю для диагностики, устранения проблемы.

                  Неровная работа двигателя

                  Еще одним признаком того, что вы заправились некачественным топливом может быть неровная работа мотора. Если после заправки автомобиль начал "пропускать" или "дергаться" при работе на холостом ходу или при движении, это может свидетельствовать о проблемах с качеством дизеля.

                  Неровную работу силового агрегата вызывает засорение форсунок или других частей системы питания топливом, что приводит к неадекватному распределению горючего между цилиндрами, нарушению работы двигателя. В некоторых случаях причиной неровной работы мотора становится неисправность электронной системы управления, однако некачественное горючее может спровоцировать или усилить эту проблему.

                    Увеличение расхода топлива

                    Если вы заправились некачественным топливом, это может привести к увеличению расхода. Если автомобиль начал "жрать" дизель больше обычного после заправки, это может говорить о том, что заправленное горючее имеет более низкую плотность или содержит примеси, которые ухудшают его качество.

                    Например, некачественное дизтопливо содержит большое количество воды, которая снижает теплотворную способность, увеличивает расход. Также в нем обычно содержатся низкокачественные добавки, снижающие эффективность сгорания, увеличивающие расход.

                      Черный дым из выхлопной трубы

                      Черный дым из выхлопной трубы - признак того, что вы заправились некачественным топливом. Это происходит из-за того, что некачественное горючее содержит примеси – воду или загрязнения, которые могут повредить инжектор или карбюратор.

                      Когда эти компоненты топливной системы повреждены, мотор получает недостаточно топлива, что приводит к неэффективному сгоранию, выпуску черного дыма.

                      Также черный дым из выхлопной трубы может быть признаком того, что силовой агрегат неисправен. Если вы заметили, что из выхлопной трубы идет черный дым, нужно обратиться к автослесарю для диагностики проблемы, а также выяснения причин возникновения неисправности.

                        Ошибка Check Engine

                        Ошибка Check Engine может возникать по многим причинам, однако заправка некачественным дизтопливом может быть одной из них. Если после заправки горючего ваш автомобиль начал выдавать ошибку Check Engine, то это может указывать на проблемы с системой впрыска топлива или с каталитическим конвертером. Однако следует учитывать, что ошибка Check Engine бывает связана с другими неисправностями в автомобиле. Если вы заметили появление такой ошибки на панели приборов, рекомендуется обратиться к эксперту для диагностики, устранения проблемы.

                        Что делать с автомобилем после заправки плохим дизелем

                        Если вы заправили автомобиль плохим дизелем, следует срочно принимать меры, чтобы минимизировать возможные повреждения двигателя, системы впрыска топлива. Вот что можно сделать:

                        • Остановите автомобиль, не продолжайте ездить на некачественном горючем. Это поможет избежать возможных повреждений силового агрегата, системы впрыска топлива.
                        • Обратитесь к профессионалам. Найдите ближайшую автомастерскую или сервисный центр, обратитесь за помощью. Техники могут проверить состояние мотора, системы впрыска топлива. Произвести чистку, замену фильтров.
                        • Сливайте топливо. Плохое качество дизельного топлива вызывает накопление грязи, других отложений в системе впрыска дизтоплива, поэтому надо незамедлительно удалить его из бака. При этом необходимо избегать спуска топлива в окружающую среду, использовать соответствующее оборудование и технику.
                        • Заполните бак качественным горючим. После слива плохого топлива необходимо заполнить бак качественным дизельным топливом. При этом рекомендуется заправляться на проверенных АЗС, где следят за качеством нефтепродуктов.

                        Будьте осторожны в будущем. Чтобы избежать повторения этой ситуации в будущем, обращайте внимание на качество топлива при заправке, регулярно проводите ТО автомобиля.

                          Как избежать заправки некачественным дизелем

                          Чтобы обезопасить себя от использования некачественного топлива:

                            Выбирайте надежных поставщиков

                            Одним из наиболее надежных способов избежать заправки дизельного топлива низкого качество является выбор надежных поставщиков. Можете ознакомиться с рейтингами или отзывами пользователей о различных АЗС, узнать о репутации поставщика.

                            Следует отдавать предпочтение крупным и известным компаниям, которые более ответственны за качество своих продуктов. Не стоит экономить на топливе, покупая его в ненадежных местах с низкими ценами, так как это может привести к серьезным проблемам с вашим автомобилем, привести к дорогому ремонту.

                            Надо обращать внимание на внешний вид АЗС, топливных насосов. Они должны быть чистыми, в хорошем состоянии. Еще нужно следить за условиями хранения топлива - оно должно храниться в герметичных резервуарах, быть защищенным от влаги, посторонних примесей. Не забывайте следить за показателями качества при его заправке, а при возникновении сомнений прибегайте к помощи к экспертам для дополнительной проверки.

                              Проверяйте наличие паспорта качества

                              Проверка наличия паспорта качества - один из самых важных способов избежать заправки некачественным дизелем. Паспорт качества — это документ, который подтверждает соответствие топлива требованиям ГОСТ, другим нормативным документам. Обычно он выдается на нефтеперерабатывающих заводах или на нефтебазах, где происходит смешивание, хранение топлива. При заправке на АЗС вы можете запросить у продавца паспорт качества на дизельное топливо, который должен быть на месте, доступен для ознакомления покупателю. Если продавец не может предоставить паспорт качества или наличие его вызывает у вас сомнения, лучше отказаться от покупки, найти другую АЗС.Чтобы обезопасить себя от использования некачественного топлива:

                                Не используйте подозрительно дешевое топливо

                                Рекомендуется избегать дешевого топлива, так как оно может быть низкого качества, содержать примеси, которые навредят мотору. Лучше выбирать горючее от надежных поставщиков, даже если за него придется заплатить больше.
                                    Читайте также
                                    Возникли вопросы?
                                    Заполните форму обратной связи и наши менеджеры свяжутся с вами